Смежники






Далёкое плавание брёвен
16.08.2013 08:38

Лес – один из тех грузов, которые часто возят по морю. Это могут быть как крупногабаритные неотёсанные брёвна, так и пиломатериалы, дрова и даже мелкие щепки. Ввиду того, что древесина быстро воспламеняется, а также легко намокает, подобный груз требует особых правил перевозки. Ещё перед началом загрузки товара на борт капитан или старший механик должен лично проконтролировать закрытие всех люков, рабочее состояние осушительной системы, наличие средств для тушения пожара, исправность электропроводки, непротекаемость корпуса корабля.

До 20-30-х годов прошлого века не существовало специализированных судов для перевозки леса. Тогда было распространено трамповое судоходство. Это означает, что перевозки были нерегулярными и на каждый корабль могли погрузить какой угодно груз. Разумеется, такое положение вещей создавало массу неудобств как при загрузке, так и при транспортировке товаров. Когда лес клали в трюм судна, специально не приспособленного под подобные перевозки, веса было недостаточно, чтобы опустить корабль в воду по ватерлинию. Тогда придумали треть груза размещать на палубе, но из-за этого обычно возникал крен. Немало судов попали в аварию, а то и вовсе утонули из-за этого, хотя многим и удавалось в таком перекошенном виде, с жутким креном, придти в порт назначения.

В 20-30-х годах ХХ века от трампового судоходства перешли к линейному. Это означает, что корабли начали работать по расписанию и появились специализированные виды грузовых судов. За счёт того, что теперь каждое плавсредство было приспособлено под перевозки определённого вида товаров, сократилось время простоя в порту во время загрузки. Судно удавалось загрузить наиболее оптимальным способом, ведь его конструкция соответствовала поставленным задачам. За счёт хорошей загрузки увеличилась скорость передвижения кораблей, которые теперь не ползли медленно, боясь аварий или повреждения грузов. Возросла и прибыльность отрасли.

Именно так появились морские лесовозы, предназначенные именно для перевозок леса. Разработчики убрали из трюмов пиллерсы – стойки, которые поддерживают палубу. За счёт этого освободилось дополнительное место для погрузки. Брёвна грузят в трюм продольно, вдоль длины судна, причём стараются расположить их как можно компактнее, без зазоров. Даже если имеют дело с упакованными пиломатериалами, то и в таком случае поперечная укладка допускается лишь в крайних случаях, если это обеспечит большую плотность.

Долго не могли моряки преодолеть страх перед загрузкой леса на палубу. Всё вспоминали те времена, когда из-за этого погибло немало кораблей. Однако у современных лесовозов предусмотрены специальные крепления для фиксирования леса, а сама палуба и фальшборт (бортик, который её обрамляет со всех сторон) гораздо крепче и спроектированы именно под такой вид груза, что помогает обеспечить остойчивость судна (отсутствие крена). Лесные перевозки морем осуществляются обычно в тёплое время года. Зимой в условиях обледенения припортовых вод эти судна временно приспосабливают для транспортировки других похожих грузов.