Порт во времена развитого социализма
28.04.2010 23:08

Много хороших дел на счету коллектива порта. Каждый трудовой год, каждая пятилетка имели свои отличительные черты, вносили что-то новое в организацию работ, являлись большим шагом вперед.

Девятая пятилетка, например, характерна тем, что в Одесском порту впервые в стране в 1971 году был внедрен оптимальный режим обработки судов. Известно, что суда нередко теряют значительное количество времени в портах из-за непредвиденных простоев в ожидании разгрузки либо погрузки. Иногда они простаивают дольше, чем находятся в пути. Было время, когда и Одесский порт не являлся в этом отношении исключением.

Администрация порта, экономисты, рационализаторы долго бились над проблемой — как уменьшить простои судов. Поначалу старались поставить к причалам наибольшее количество судов, чтобы они не простаивали целыми неделями на рейде. Но тогда распылялись люди, техника, грузовые операции растягивались на недели.

На помощь пришли ученые, вооруженные вычислительной техникой. Они стали искать оптимальный вариант распределения сил на грузовых операциях. И оказалось, что есть предел количеству судов, которые следует одновременно обрабатывать. Для Одесского порта он равняется 7—8. Только при такой расстановке сил будет обеспечена загрузка всех механизмов и людских резервов. А время под грузовыми операциями сократится до минимума, то есть судно будет стоять столько, сколько нужно при самой интенсивной его обработке. Оптимальный режим открыл поистине неисчерпаемые возможности.

Каждый новый рекорд, каждое новое достижение ломает представление о пределах возможностей людей, о нормах труда. Самым ярким примером этого является рекордная обработка крупнотоннажного балкера «Ялта». Этот рекорд родился в середине декабря 1975 года. В те дни портовики менее чем за шесть суток выгрузили из его трюмов 62 тысячи тонн сыпучего груза — вместо 15 суток по норме. Сэкономлено 288 часов стояночного времени. Такого рекордного результата в советских портах еще не добивался никто.

Одесский порт — высокомеханизированное транспортное предприятие. Здесь работают сотни самых разнообразных механизмов: краны — портальные, на гусеничном и колесном ходу, большие и малые электро и автопогрузчики, установки по перегрузке зерна и сахара, зачистные машины, тракторы, бульдозеры, грейдеры.

Работы по реконструкции порта, его усовершенствованию и техническому перевооружению продолжаются. Они направлены на то, чтобы полностью переложить на плечи машин тяжелый и малопроизводительный ручной труд. Только за годы девятой пятилетки сооружен мощный комплекс механизированной перевалки сахара-сырца. Морально устаревшие портальные краны заменяются современными быстроходными и более маневренными. Увеличивается число автопогрузчиков новейших марок, оборудованных приспособлениями для нейтрализации отработанных газов, что имеет большое значение для сохранения чистоты воздуха.

Уже в 1976 году на причалах появились новейшие высокопроизводительные машины ДТ-8 и АШ-80 В. Вместе с ними на вооружение докеров поступили новые грейдеры — так называемые подгребающие. Новая техника прекрасно зарекомендовала себя на выгрузке из трюмов кубинского сахара-сырца. С помощью этих машин портовики на разгрузке каждого судна экономят 20—30 процентов времени.

На перевалке сыпучих грузов применяется пневмотранспортная техника. В порту действует около ста передвижных пневмоустановок, обеспечивающих стопроцентный уровень комплексной механизации по перевалке сыпучих грузов. Именно благодаря применению такой техники на выгрузке балкера «Ялта» выработка в отдельные сутки достигала рекордных показателей — 14—16 тысяч тонн.

Морской транспорт, в целом, и морские торговые порты, в частности, играют первостепенную роль во все расширяющихся внешнеторговых связях нашей страны. Внешнеторговые перевозки морского флота занимают более 90 процентов всего объема перевозок. В Одесском порту от причалов Хлебной гавани, Карантинного, Платоновского, Нового молов начинаются пути советских судов в триста зарубежных портов более чем семидесяти стран мира.

Первой постоянной морской трассой, пролегшей от берегов Черного моря, является советско-индийская судоходная линия. В апреле 1956 года в Нью-Дели представителями двух правительств было подписано Соглашение об установлении регулярной судоходной линии между портами СССР и Республики Индия.
Именно тогда в Одесском порту появилось новое название причала — Индийский.

За двадцать лет советскими и индийскими судами по трассе перевезено 10 миллионов тонн грузов. Это оборудование и металлические конструкции для строительства Бхилайского металлургического комбината, завода тяжелого электрооборудования в Хардвари, ряда электростанций, построенных в Индии с помощью нашей страны. Из Индии в СССР за эти годы перевезено сотни тысяч тонн товаров национального экспорта.

Миллионы тонн грузов перевозят черноморские суда на постоянной линии СССР — Куба. В Одесском порту оборудован специальный причал, у которого швартуются суда, доставившие с Острова Свободы сахар-сырец. Переработка этого груза полностью механизирована.

До сих пор мы говорили о главных причалах порта, на которых перерабатываются основные потоки грузов. Но это еще далеко не весь порт. Имеет он, например, немалую по своим размерам Нефтяную гавань. Здесь нет привычных для взора подъемных кранов, не видно колесных механизмов. Объясняется это просто: тут принимаются и отсюда отправляются наливные грузы — нефтепродукты.

У этих причалов швартуются суда грузоподъемностью до 50 тысяч тонн. Все грузовые операции полностью механизированы, и гиганты-танкера типа «София» обрабатываются буквально за считанные часы.

Нефтегавань постепенно реконструируется, некоторые причалы углубляются с таким расчетом, чтобы в ближайшие годы сюда смогли заходить танкера повышенной грузоподъемности.

Между Нефтяной гаванью и судоремонтным заводом имени 50-летия Советской Украины расположена Хлебная гавань. На ее берегу возвышается громадный элеватор. Его хорошо видно с Приморского бульвара и других прибрежных районов города. Этому элеватору нет равных в Европе — он вмещает 100 тысяч тонн хлеба. У его подножия устроены специальные пирсы, хорошо оборудованные механизмами для перевалки зерна, с их помощью суда обрабатываются автоматически, с пульта управления.

Отдельно следует рассказать еще об одном районе порта — пассажирском морском вокзале. Здание морского вокзала сооружено недавно — в 1968 году. Перед авторами проекта стояло много сложных задач. Вокзал находится в центре города, он расположен у подножья всемирно известного архитектурного сооружения — Потемкинской лестницы. Это накладывало большую ответственность на авторов и строителей. Морской вокзал предполагалось строить на территории торгового порта и его надо было разместить так, чтобы занять как можно меньше площади.

Авторы проекта — архитекторы В. К. Головин, В. П. Кремляков и инженер А. Е. Шайкис успешно справились с этими задачами. Они спроектировали оригинальное сооружение, напоминающее своими очертаниями огромный лайнер с многими палубами, надстройками и трапами. Удачно решен подъезд к вокзалу — по двум пандусам — наклонным дорогам.

Здание вокзала построено как бы на крыше большого склада, занявшего весь Новый мол; в нем хранятся различные грузы. В самом вокзале создано максимум уюта и удобств для пассажиров. В светлых и просторных залах приятно отдохнуть, даже просто посидеть. По сторонам центрального зала расположены билетные кассы, киоски. Есть здесь почта, телеграф, кафе, бары, ресторан.

В летний сезон ежедневно отправляется и прибывает в Одессу через морвокзал до пяти тысяч человек. Общая длина причалов морского вокзала достигает одного километра. Здесь одновременно могут швартоваться 5—7 современных крупных пассажирских судов.

Можно рассказать еще о ряде предприятий, разместившихся на территории порта и самым непосредственным образом связанных с ним. Как уже говорилось, к Одесскому порту приписан весь пассажирский флот и сухогрузные суда Черноморского пароходства, большое количество судов портофлота: прогулочных, учебных, научных, спасательных. Приглядитесь, и на корме многих судов, ниже имени судна, вы увидите «Одесса», что и означает порт прописки.

Портофлот — особое подразделение порта. Быстроходные и комфортабельные пассажирские катера регулярно курсируют между Одессой и ее приморскими курортами и ежегодно перевозят миллионы пассажиров. В составе портофлота также трудяги-буксиры и буксирные катера, специальные суденышки, поддерживающие чистоту в гавани, лоцманские катера.

Одесский портофлот — это более сотни плавединиц, почти полторы тысячи личного состава, самое крупное подразделение такого типа в стране.

Знакомо ли вам такое название — АСПТР? Расшифровывается оно так: экспедиционный отряд аварийно-спасательных, подводнотехнических и судоподъемных работ. Это — прямые наследники овеянного романтикой Эпрона, который прославился героическими делами по подъему затонувшего флота. У АСПТР сегодня и задачи посложнее, и возможностей побольше, да и объем работ несколько иной.

В составе экспедиционного отряда, также базирующегося в Одесском порту, около 60 судов: ледоколов, спасателей, мощных буксиров, водолазных ботов, плавучих кранов. В их числе недавно поступившие сверхмощные 800-тонные плавучие краны «Судоподъем-1» и «Судоподъем-2». И где бы ни находились суда отряда, они в любой момент готовы оказать помощь терпящим бедствие.

Если вам доведется побывать в порту — загляните в Арбузную гавань, на 31-й причал. Здесь стоят неприметные на вид суда-работяги. Именно на них трудятся мужественные люди — спасатели Черноморья, показывающие подлинные чудеса героизма.

А теперь покинем 31-й причал и снова вернемся на Карантинный мол, от которого начинается Нумерация причалов. На его обширной территории разместилось немало портовых сооружений. Среди них — двухэтажное здание лоцманской службы. Здесь всегда многолюдно. Ни на минуту не умолкают телефоны, потрескивает радиостанция — связь со службой капитана порта и судами, находящимися в районе порта, поддерживается круглосуточно.

Одесская лоцманская служба считается одной из старейших в стране. В современном порту роль ее очень велика, и она возрастает вместе с увеличением грузоподъемности судов. Ведь лайнеру, имеющему длину четверть километра, осадку — 12—13 метров, поднимающего десятки тысяч тонн груза, нелегко втиснуться в прокрустово ложе порта, ограниченного молами, набережными волноломами и причалами.

Вот лоцманы по приглашению капитанов и становятся рядом с ними на капитанском мостике, чтобы провести в порт или вывести из него судно. Эти люди в совершенстве знают все подходы к гавани, подводные каналы — фарватеры. В любую погоду, на маленьких юрких катерках они выходят далеко на внешний рейд и проводят суда в порт.

На оконечности Карантинного мола стоит Воронцовский маяк, ставший своеобразным символом приморского города-героя. Много поколений мореходов отыскивали по нему дорогу в гостеприимную гавань. Маяк построен более 130 лет тому назад. В дни обороны Одессы его пришлось взорвать, так как он служил ориентиром для фашистских летчиков и артиллеристов.

После освобождения города на его месте воздвигли временное деревянное сооружение, а затем зажегся огонь на новом маяке, том, который знают сейчас моряки всего мира.

Следует сказать, что внешне за многие десятилетия своего существования маяк почти не изменился. Но современный научно-технический прогресс коснулся и его. В конце 1976 года здесь заменено светотехническое устройство. Отныне вместо 70 тысяч свечей маяк дает огонь в миллион свечей. Шесть его красных лучей бегут по горизонту, посылая мощные вспышки на расстояние двенадцати миль. Помимо светового сигнала, маяк может в туманные дни посылать и звуковой сигнал. Для этого он имеет мощные наутофоны.

Вскоре изменит свой облик и Карантинный мол. Здесь намечена реконструкция четырех причалов, у которых будут швартоваться суда типа «ро-ро».

Уже несколько лет успешно применяется автоматизированная система управления — АСУ-порт. В ближайшем будущем электроника, вычислительные машины, централизованное управление всем сложным портовым хозяйством станут непреложной нормой работы этого крупного транспортного предприятия. В частности, в порту предусмотрено создание современной береговой радиолокационной станции, оборудованной автоматической системой управления движением флота. С введением ее в строй роль опытнейшего лоцмана будут играть невидимые глазом лучи. Еще далеко на подходах к порту они будут встречать судно и провожать его к самому причалу.

Не так давно построен пассажирский морской вокзал, но, как показала жизнь, и он уже нуждается в реконструкции. С развитием автотуризма особую популярность на морском транспорте приобретают автопассажирские перевозки. Судостроение откликнулось на это, создав комфортабельные пассажирские суда, способные брать 200—250 автомобилей на борт. А вот грузить их на судно с причалов морвокзала оказалось сложно, — ныне придется исправлять этот просчет.

Одесский порт является крупнейшим звеном большого транспортного узла. Вместе с портом будут развиваться и связанные с ним железнодорожные линии и станции, автомобильные дороги и подъездные пути.