Одесский порт в годы ВОВ
28.04.2010 23:01

Тысячи людей планировали совершить увлекательные прогулки и в свой выходной день 22 июня 1941 года. Но этим планам не суждено было осуществиться — началась война.

Одесса как крупный промышленный и культурный центр, как важнейший транспортный узел юга СССР в планах гитлеровского командования занимала особое место. В первые же часы войны самолеты с черными крестами на крыльях появились в близлежащих к Одесскому порту районах. Они сбросили сотни электромагнитных мин и других взрывных устройств в фарватеры Днепровско-Бугского лимана и Дунайского гирла. А вскоре фашистские стервятники начали бомбить сам порт и город. На подходах к порту рыскали вражеские подводные лодки.

В первый же день войны состоялся митинг портовиков, на котором они поклялись трудиться с утроенной энергией, не щадить сил для победы над врагом. По призыву Родины 380 портовиков-коммунистов и комсомольцев с оружием в руках ушли на фронт, 542 работника порта записалось в народное ополчение, десятки девушек стали сандружинницами и тоже отправились на передовую.

Областной и городской комитеты партии, исполкомы областного и городского Советов депутатов трудящихся обратились к населению с воззванием: «...Наступил момент, когда славные боевые традиции одесского пролетариата должны быть воплощены в новые боевые подвиги рабочих, работниц, работников науки, техники и искусства, домохозяек по обороне своего родного города от фашистских варваров. Защита родного города — это кровное дело всего населения».

В ответ на этот призыв в порт пришли сотни женщин, стариков, подростков, которые заняли места ушедших на фронт. Они героически, под непрерывными бомбежками, а затем и обстрелами порта дальнобойной неприятельской артиллерией, работали крановщиками, грузчиками, стивидорами, матросами на судах портофлота, выполняя нормы на 200—250 процентов. Прямо на причалах были оборудованы общежития, столовые, и рабочие неделями не уходили домой.

Семьдесят три дня длилась героическая оборона Одессы. И хотя линия фронта проходила на разных этапах его обороны на расстоянии от 60 до 20 километров от города, порт всегда оставался на переднем крае. Ибо у кромки его причалов начиналась морская трасса жизни — единственная дорога, связывавшая осажденный фашистами город с Крымом и Кавказом.

Несмотря ни на какие усилия гитлеровским захватчикам не удалось парализовать работу порта, нарушить связь Одессы с Большой землей. Не помогли им бомбежки, артиллерийский обстрел порта, патрулирование вдоль морских трасс авиации и подводных лодок. Днем и ночью рвались в порту фашистские бомбы и снаряды, но работа в нем не прекращалась. И бесперебойно приходили и уходили суда. Массовый героизм одесских портовиков и черноморских моряков стал одной из ярких страниц обороны Одессы.

Уже после освобождения города от фашистских оккупантов, 1 мая 1944 года, в газете «Морской флот» помполит теплохода «Ворошилов» А. Г. Белинский писал, вспоминая о тех днях в порту: «Чуть свет начинается погрузка. Под непрерывным обстрелом грузим ценное оборудование крупнейшего завода... Воздушная волна сорвала на мостике двери, сбила кормовой телеграф, левую вантину бизань-мачты, нанесла много повреждений. Но погрузка все же продолжается...»

Через порт в Одессу доставлялось воинское пополнение, боевая техника, боеприпасы, продовольствие для армии и населения, медикаменты — в общем, все то, что было так необходимо для обороны города. Отсюда в тыл отправлялись раненые, проводилась эвакуация населения и промышленных предприятий города.

Таким образом, порт и пароходство в целом играли большую роль в решении задач, стоящих перед Приморской армией и Черноморским флотом. Ежесуточно порт принимал и отправлял в среднем 20 судов. На всех причалах в те дни работало немногим более двухсот грузчиков, но они выполняли объем работ, на который по нормам мирного времени понадобилось бы не менее 700 человек.

Каждый день героической обороны Одессы является золотой страницей в истории порта, которая писалась кровью и мужеством сотен рабочих и специалистов. Расскажем коротко об одной из этих страниц.

...В условиях блокады через порт продолжалась эвакуация материальных ценностей из города. В их числе были и паровозы, которые не успели отправить по железной дороге. Их решили перевезти морем, приспособив для этого... плавучие доки. Немало сложных технических проблем пришлось решить портовикам и железнодорожникам, пока удалось установить многотонные локомотивы на весьма необычные плавсредства. Для этого на причалах и доках были проложены железнодорожные колеи, по которым и накатывали паровозы в док.

Несколько дней продолжалась погрузка. Но вот, наконец, от Платоновского мола отошел 6000-тонный плавучий док, на нем находились 26 паровозов с полным запасом топлива и воды. Через сутки док стал под выгрузку в Николаеве. А оттуда эвакуированные паровозы увели десятки эшелонов с зерном в глубь страны.
Всего из осажденной Одессы в Николаев было переброшено 84 паровоза, много другого железнодорожного имущества и подвижного состава.

Таких примеров мужества, героизма, находчивости и трудовой доблести портовиков в дни обороны Одессы можно приводить бесконечное множество, ибо каждый день в осаде — это массовый подвиг трудящихся и защитников города.

Портовики организовали стойкое сопротивление врагу и в дни временной фашистской оккупации города. Они проводили дерзкие диверсии, осуществляли саботаж, всячески срывали мероприятия фашистского командования и администрации по налаживанию нормальной работы в порту, собирали и передавали советскому командованию ценные разведывательные данные о передвижении гитлеровских войск и судов в районе Черноморско-Азовского бассейна.

На судоремонтном заводе №1 — ныне завод имени 50-летия Советской Украины — почти на протяжении всего периода фашистской оккупации города успешно действовала подпольная группа Николая Гефта. О ее подвигах написано немало книг, создан фильм «Повесть о чекисте».

Девушки-разведчицы Елена Бутенко и Надежда Зайцева добывали важные сведения о передвижении вражеских судов и передавали их за линию фронта. Отважные разведчицы отправили около 460 радиограмм, по их указанию советская авиация не раз бомбила уходившие из Одесского порта вражеские корабли и караваны судов.

10 апреля 1944 года воины III Украинского фронта под командованием генерала армии Р. Я. Малиновского принесли освобождение трудящимся Одессы. Страшен был облик вызволенного от фашистов города. Многие его предприятия, железнодорожный вокзал, целые кварталы жилых домов, учебные заведения, курорты были разрушены и разграблены. В руинах лежал и Одесский порт. Фашисты разрушили многие складские помещения, взорвали большинство причалов, холодильник, подъездные пути, причинив порту ущерб на 218 миллионов рублей.