Одесский порт в период 1917 - 1941 годов
28.04.2010 22:52

В результате хозяйничания в Одессе австро-германских и англо-французских интервентов, деникинских банд порт пришел в полный упадок. Множество причалов, молов, береговых укреплений и ограждений, железнодорожных путей было уничтожено, большинство судов, приписанных к Одесскому порту угнано, либо взорвано и потоплено.

Затопленные суда и особенно оставшиеся мины, снаряды и другие боеприпасы весьма затруднили судоходство, создавали большую опасность при проведении очистных и дноуглубительных работ. Средств и механизмов, необходимых для расчистки акватории и фарватеров, почти не было. Ко всему этому порт за годы войны и интервенции в значительной мере лишился квалифицированных кадров. Многие грузчики, матросы, стивидоры погибли на фронтах, другие разбрелись в поисках работы.

В таких невероятно сложных условиях началась борьба за восстановление. Вскоре ее результаты были налицо: уже в 1921 году порт стал оживать. И в этом заслуга не только его работников. На помощь украинским портовикам пришли русские братья. Из Москвы и Ленинграда, из других городов страны начало поступать оборудование и механизмы, металл, цемент, различные строительные материалы, которые шли на восстановление разрушенных причалов, складских и служебных помещений.

В Одессу было направлено также несколько землечерпалок, с помощью которых началась расчистка дна в акватории, углубление подходных каналов. Водолазы подняли с морского дна, а рабочие судоремонтных заводов отремонтировали несколько затопленных пароходов.

В августе 1921 года из Одессы в болгарский порт Варна в первый рейс вышло парусно-моторное судно «Тамара». Пароход «Дмитрий» начал регулярные рейсы по Крымско-Кавказской линии.

Перед портовиками была поставлена задача не только в кратчайший срок восстановить Одесский порт, но и начать работы по его расширению и реконструкции. Это была грандиозная по тому времени программа, предусматривавшая превращение Одесского порта в крупнейшее, максимально механизированное предприятие Черного моря — в южные морские ворота. Отныне облик порта стал преображаться коренным образом. Прежде всего, проявлялась забота о том, чтобы облегчить труд грузчиков. В 1922-1923 годах вступили в строй несколько паровых подъемных кранов, было сооружено два механизированных зерновых склада, несколько транспортеров.

Наверное, нашим читателям будет интересно узнать, что не раз в работах по восстановлению порта принимал участие Сергей Павлович Королев — будущий академик, конструктор космических кораблей. Поэтому мы позволим себе немного отклониться от темы.

Сережа Королев приехал в Одессу в 1917 году десятилетним мальчиком. Его отчим — Григорий Михайлович Баланин — работал в то время начальником портовой электростанции, и вся семья жила в порту, на Платоновском молу. В 1922 году Сережа поступил в строительную профшколу, где получил специальность каменщика и кровельщика. После окончания школы он был направлен на работу по восстановлению Одесского порта. Мария Николаевна, мать ученого, вспоминает: «Сын рос крепким и сильным, смелым и решительным. Очень любил море и плавал, как рыба. Не раз спасал утопающих. Одесский порт стал для него вторым домом»

Но вернемся к рассказу о порте.

Уже в 1927 году Одесский порт был не только полностью восстановлен, но по грузообороту значительно превзошел дореволюционный уровень (1913 г.). Его дальнейшее интенсивное развитие приходится на годы довоенных пятилеток.

Первым пятилетним планом предусматривалось превращение Одессы в крупную экспортно-импортную базу и большой перевалочный пункт народнохозяйственных грузов. На развитие порта правительство выделило невиданную до сих пор сумму — 23,5 миллиона рублей. Предприятие перестраивалось буквально на ходу: реконструировались причалы, устанавливались новые механизмы, строились складские помещения, проводились укрепительные и дноуглубительные работы. На Новом молу было сооружено монументальное здание мощного холодильника.

За первые десять прошедших после революции лет было по сути вновь создано отечественное судостроение и, начиная с 1927 года, транспортный флот стал пополняться новыми судами. Так, в начале 30-х годов в составе Черноморского флота уже насчитывалось 22 грузопассажирских судна, 27 сухогрузных, 18 наливных и шесть рефрижераторных общей грузоподъемностью 264 тысячи тонн.

Многое делалось для механизации трудоемких процессов на морском транспорте, в ту пору еще слабом участке. С каждым годом порт пополнялся новыми портальными кранами и другими средствами механизации, вытеснявшими ручной труд, облегчавшими и ускорявшими погрузочно-разгрузочные работы.

Большую роль в производственных успехах Одесского порта играл трудовой энтузиазм его коллектива. Вслед за ударничеством большой размах здесь получило стахановское движение. Его зачинателем на водном транспорте стал бригадир грузчиков Одесского порта Андрей Петраш. Его молодежная бригада обратилась ко всем коллективам Черноморского пароходства с письмом, в котором призывала портовиков развернуть социалистическое соревнование за образцовую работу без простоев и аварий.

Вслед за письмом последовали рекорды. За 8-часовую смену бригада А. Петраша погрузила на судно 445 тонн груза вместо 150 плановых. Вскоре она поставила новый рекорд — 500 тонн за смену. Стахановское движение охватило все порты страны. Его инициатор Андрей Петраш за достижение высокой производительности был награжден орденом Трудового Красного Знамени и значком «Ударник водного транспорта». Народный комиссар водного транспорта писал новатору в те дни: «Внимательно слежу за работой вашей передовой бригады, поднявшей знамя борьбы за отличную работу».

За годы первой пятилетки Одесский порт стал одним из крупнейших в нашей стране. Он отличался высокой по тому времени механизацией причалов, благоустроенностью, четкой организацией труда. Его акваторию надежно прикрывали мощные ограждения и гидротехнические сооружения, на подходе к гавани и у причалов поддерживались достаточные глубины для приема судов грузоподъемностью 12 и более тысяч тонн.

В первые годы своего существования порт, как известно, специализировался по переработке хлеба. В результате претворения в жизнь пятилетних планов страна из отсталой аграрной превращалась в могучую индустриальную державу. Эти достижения отразились и на профиле порта — он стал универсальным. На его причалах наряду с сыпучими грузами, нефтепродуктами стали все в больших количествах обрабатываться генеральные грузы — станки, машины, металл, металлоконструкции и т. п.

Через Одесский порт проходили основные потоки импортных товаров из Турции, Египта, Италии, Франции, у его причалов швартовались суда из Англии, США, Германии, Аргентины и других стран.

Вот несколько цифр, характеризующих это транспортное предприятие накануне Великой Отечественной войны: в 1938 году в Одесском порту было переработано 5258 тысяч тонн грузов (максимальный показатель до войны). А 1939 год стал рекордным по количеству судов, посетивших порт — их число составило 7121.

Интересно подчеркнуть, что уже тогда появилась тяга людей к морским путешествиям по Черному морю. В результате в 1939 году Одесский порт занял первое место в стране по перевозкам пассажиров — полмиллиона человек в год.