Ильичевск - судоремонтный завод
29.04.2010 22:03

Говоря об Ильичевске, мы подчеркиваем, что это крупнейший в стране морской торговый порт, крупнейший рыбный порт. Этот эпитет с полным основанием можно употребить и применительно к Ильичевскому судоремонтному заводу.

Его строительство началось в 1961 году. Если ехать в Ильичевск через село Черноморку, сразу же за садами и виноградниками, за понтонным мостом через Сухой лиман, как-то неожиданно взору открывается индустриальный пейзаж.

Над степью возвышаются бока доков с портальными кранами и поднятые высоко над водой океанские суда, находящиеся в ремонте. Контраст усиливается еще и потому, что огромные корпуса современного предприятия взметнулись рядом с приземистыми хатами небольшого степного села Александровка. Это и есть Ильичевский судоремонтный завод.

Сейчас на нем ремонтируются суда самой большой грузоподъемности, оборудованные современными механизмами, автоматическими устройствами, электронными навигационными приборами и установками. Ильичевский судоремонтный по объему работ уже обогнал своего старшего брата — одесский завод имени 50-летия Советской Украины. И даже иногда помогает ему. Так, например, недавно ильичевские судоремонтники построили и передали своим коллегам док грузоподъемностью 17 тысяч тонн.

За пятнадцать лет на пустынном берегу Сухого лимана создана первоклассная ремонтная база союзного значения. Она располагает доковыми и судокорпусными цехами, блоком литейных цехов — каждый из них по своей значимости и размерам равен некоторым довольно крупным предприятиям. Но даже рядом с такими цехами-гигантами поражает своей грандиозностью стотысячетонный док, на «ладони» которого свободно размещаются крупнейшие океанские лайнеры.

Интересна история этого сооружения. До 1961 года док находился на Балтике. Когда было принято решение о том, что его необходимо переправить на Черное море, встал вопрос: как это сделать? Дело в том, что мировая практика еще не знала перегона морем сооружений подобных размеров.

Поэтому специалисты предложили разрезать док на две половины и доставить его в Ильичевск по частям. Так было безопаснее. Но такая транспортировка была значительно дороже да и времени она потребовала бы в несколько раз больше, чем доставка неразрезанного дока.

Вот почему моряки-черноморцы приняли решение буксировать док целиком. Целая эскадра судов — мощные буксиры, танкеры — вели гигантское сооружение вокруг Европы. В ее портах необычный караван встречали любопытными взглядами, а зарубежные специалисты не переставали делать самые неблагоприятные прогнозы этой операции. Однако док был благополучно доставлен к пункту назначения, введен в Сухой лиман и поставлен, как говорят моряки, на штатное место, в специально подготовленный котлован.

С августа 1961 года через док прошло сотни самых крупных судов, требующих осмотра и ремонта подводной части.

Неузнаваемо вырос за пятнадцать лет своего существования Ильичевский завод. Начинался он с небольшой плавучей мастерской, в которой работало всего несколько десятков человек. А сейчас на предприятии трудится более чем шеститысячный коллектив.

Сегодня на заводе не только ремонтируются суда. Здесь строятся комфортабельные прогулочные катера, способные принять на борт двести пассажиров. Кстати, одним из цехов этого предприятия является и контейнерное производство, о котором мы подробно рассказывали выше.

За пятнадцать лет ильичевские судоремонтники поставили немало рекордов. Главное для них — досрочно выпускать в рейсы «подлеченные» суда. И этого они добиваются довольно часто. Судите сами: только за девятую пятилетку в Ильичевске отремонтировано почти семьсот судов, около шестисот из них вышли в море раньше планового срока.