Ильичевск - лидер контейнерных перевозок
29.04.2010 21:57

Погрузка суденСтроили Ильичевский порт в помощь Одесскому. Но, как говорится, ребенок рос не по дням, а по часам и быстро превзошел своего старшего брата по размаху и по грузообороту. Ильичевск не только важный порт на Черном море, но и крупнейший в стране. Судите сами: здесь трудится свыше семи тысяч рабочих, инженерно-технических работников и служащих. На семь километров протянулись три десятка причалов нового порта.

Здесь сотни различных машин и механизмов, облегчающих труд докеров. Это портальные и плавучие краны, автопогрузчики, бульдозеры, тракторы, автомобили и много другой техники специального назначения. Уровень комплексной механизации погрузочно-разгрузочных работ в Ильичевском порту достиг 93,5 процента.

Благодаря созданию укрупненных комплексных бригад значительно ускорилась обработка судов и железнодорожных вагонов, на 25—30 процентов повысилась производительность труда докеров. Однако жизнь показывает, что и эти показатели не предел. Рост потока грузов, увеличение флота и его тоннажа требуют дальнейшего усовершенствования управления производственными процессами с целью повышения их интенсивности. Необходимо искать новые резервы роста.

Одним из таких резервов, как считают экономисты, является углубленная специализация причалов и погрузочных районов, внедрение принципиально новых методов переработки грузов. И здесь, в частности, следует назвать контейнерные перевозки, которые сейчас занимают ведущее место на флоте, являются экономически наиболее эффективными.

В самом деле, погрузка и выгрузка стандартных ящиков-контейнеров легко поддается механизации, а значит дает возможность существенно сократить стоянки судов в портах. Следует учесть, что при этом методе уменьшаются транспортные расходы не только на флоте, но и на всех этапах перевозки грузов. Ведь готовые изделия загружаются в контейнеры непосредственно на месте их изготовления и в таком виде совершают путь до конечного пункта назначения, как говорится, «от дверей до дверей». Вместе с тем, содержание грузов в контейнерах обеспечивает их полную сохранность, невредимость.

Контейнерные перевозки на судах Черноморского пароходства и, следовательно, в наших портах, начали внедряться еще в восьмой пятилетке. В Ильичевском порту первый советский контейнеровоз «Василий Кучер» пришвартовался в июне 1971 года. Докеры сразу же оценили преимущества нового метода: судно обрабатывалось всего за несколько часов — вместо нескольких суток при обычном варианте загрузки.

В ту пору это были отдельные эксперименты и они, как говорится, не делали погоды. Между тем, на океанских трассах все большее место завоевывал контейнер международного стандарта, и нам этот внешне бесхитростный ящик приходилось арендовать или покупать у зарубежных фирм.

1 июня 1976 года вступила в строй первая очередь контейнерного терминала. Здесь разработан и успешно освоен технологический процесс перегрузки контейнеров международного стандарта с помощью специального оборудования. Решение ряда задач по управлению терминалом осуществляется с помощью электронно-вычислительной машины «Минск-32». С вводом его второй очереди на полную мощность на специализированных причалах будет перерабатываться миллион тонн ежегодно.

С появлением терминала произошло изменение структуры подразделений Ильичевского порта, специализация производства в целом. Контейнерный терминал выделен в самостоятельный четвертый район. Проведена более четкая специализация и других районов.

Например, раньше в первом районе грузили уголь, руду, металл, промышленное оборудование, автомобильную технику и многое другое. Бригадам приходилось часто перестраиваться с одного груза на другой, а значит терялось драгоценное время. Теперь в первом районе на одних причалах ведется перевалка руды, угля, на других — прием различного оборудования, прибывающего по контрактам от зарубежных фирм для строительства Григорьевского порта и других объектов.

Расширение контейнерных перевозок потребовало создания в стране собственной базы по производству контейнеров. В связи с этим следует назвать две даты, вошедшие в историю Ильичевска. 21 января 1975 года бульдозер сделал первый срез на месте будущего контейнерного завода. В этот день на берегу Сухого лимана началась новая ударная стройка, в ходе которой было вынуто свыше 500 тысяч кубометров земли.

Менее чем за два года строительство нового предприятия было завершено.

5 ноября 1976 года. В этот день собран первый отечественный контейнер международного стандарта. Первый в стране контейнерный цех представляет собой огромный корпус размером в четыре футбольных поля. Это высокомеханизированное и автоматизированное предприятие. Везде — автоматика, фотоэлементы, промышленное телевидение. Целые участки здесь обслуживают один-два человека.

Ильичевский контейнер изготавливается с учетом высоких требований международных стандартов, проходит сложнейшие испытания по многим параметрам и уже принят на вооружение докерами страны. А это сулит большие экономические выгоды. Скажем только, что интенсивность обработки судов, груженных контейнерами, увеличивается почти вдвое, а производительность труда — почти в восемь раз.

Ильичевцы уже в 1976 году дали нашему транспорту 260 контейнеров международного стандарта грузоподъемностью по двадцать тонн. При достижении проектной мощности нового предприятия с его конвейеров ежегодно будет сходить пять тысяч изделий.