Ильичевск - строительство порта
29.04.2010 21:53

Земляные работы по подготовке строительной площадкиДнем рождения порта на Сухом лимане считается январь 1958 года. Именно тогда у его угрюмых, безлюдных берегов появилась флотилия технических судов: большой земснаряд «Волхов», глубоководные землечерпалки «Цюрупа» и «Советская Грузия». И ожило все вокруг.

Строителям за короткий срок предстояло выполнить большой объем работы. Ведь берега лимана, собственно, означали только контуры будущей гавани, которую надо было построить. Лиман сам по себе — неглубокий. Предстояло прорыть с моря подходной канал, углубить дно лимана, укрепить косу, построить причалы.

Не менее сложные дела ждали строителей на берегу. Там развертывался фронт работ по строительству жилья, складских помещений, подъездных автомобильных, железнодорожных и подкрановых путей. Параллельно создавалась собственная строительная индустрия, автобаза, да мало ли что еще нужно, когда рождается такой гигант-порт и будущий город.

Первым строителям пришлось очень не легко. Не было тогда мощной и надежной техники. Да и опыта было маловато. А начали с самого сложного — необходимо было в первую очередь крепить берега только что размытой косы у самого входа в лиман, прорыть подходной канал с моря.

Обычно ласковое Черное море нередко осенью и зимой начинает проявлять свирепый характер. Тогда редкий выпадает день без шторма и сильного ветра. В таких условиях пришлось начинать свою работу и гидростроителям.

А задача перед ними была поставлена четко: в самый короткий срок соорудить северную и южную шпоры, т. е. укрепить подводные берега морского канала, которые быстро заносило илом.

И вот вышли в открытое море копровщики. Их легонькая посудина-копер подпрыгивала на волнах так, что людям и самим было трудно удержаться. А ведь надо было не просто удержаться на ускользающей из-под ног палубе, а работать — забивать сваи и пакеты стальных труб в точно намеченное место.

Здесь впервые проявила себя бригада копровщиков Ивана Палия. Именно она забивала первые сваи. Несколько забегая вперед скажем, что она строила все причалы, а затем и забила последнюю сваю в Ильичевском порту.

Трудности подстерегали строителей буквально на каждом шагу: бытовые и организационные, геологические и метеорологические, и даже связанные с последствиями Великой Отечественной войны. В грозном 1941 году по берегу Сухого лимана проходила линия обороны Одессы. Здесь стояли насмерть защитники Одессы, преградившие путь к городу фашистским дивизиям. Невзорвавшиеся снаряды, полуразрушенные блиндажи, искореженные груды металла встречались на всем пути строителей. А когда водолазы начали обследовать дно и приступили к подводным работам, то в нескольких местах натолкнулись на залежи мин и снарядов. Приходилось вызывать саперов, которые уничтожали смертоносные находки.

Немало сложных проблем возникло в ходе сооружения причалов. Возводились они на слабых илистых грунтах. Однажды, например, произошел такой курьезный случай. Бригада И. Палия весь день забивала сваи под будущий причал. А на следующее утро пришли строители... и ничего не застали на том месте. Оказывается, сваи «уплыли» далеко от берега вместе с плывуном.

Люди забеспокоились — выдержат ли такие грунты большие нагрузки. Ведь на причалах разместятся громадные склады, железнодорожные линии, подъемные краны, сотни тысяч тонн грузов. Однако авторы проекта нашли эффективные средства борьбы с плывунами и оползнями.

Сроки для ввода первой очереди порта были определены крайне сжатые. На стройку бросили большое количество людей и техники. Но тем, кто видел первые шаги стройки, кто видел, как плясал на волнах копер, целясь в первую сваю, трудно было поверить, что так скоро здесь будут швартоваться океанские корабли.

Неделями не утихало море, но как только волнение спадало хотя бы до трех-четырех баллов, работа продолжалась. Строители понимали, что если канал не защитить сейчас, то за зиму его снова занесет и все придется начинать сначала.

И все-таки стихию перехитрить не удалось. Однажды налетел жестокий шторм, длившийся трое суток. Тяжелые волны унесли в море горы щебня, разбросали гранитные глыбы. Не устояли на своем месте даже многотонные бетонные массивы. Все, созданное за несколько месяцев ценой невероятных усилий, шторм уничтожил почти полностью.

Однако люди не растерялись, не пали духом. Как только наступило относительное затишье, они начали все сначала. Работали всю зиму не покладая рук, проявляя подлинное мужество и героизм. Сегодня плоды этого огромного труда гидростроителей, как говорится, налицо. У входа в Ильичевский порт хорошо видны выдвинутые далеко от берега косы две бетонные шпоры. Еще в открытом море, на подступах к бухте, они принимают под свою защиту входящие в порт корабли.

Пожалуй, решающей для строителей явилась весна 1958 года. Необходимо было доказать, что коллектив способен по-творчески решить сложнейшую задачу строительства порта в самые сжатые сроки. Нужно было на ходу менять утвердившуюся технологию ведения работ, сокращать их сроки и одновременно улучшать качество, нужно было искать совершенно новое решение многих проблем.

По старым нормам, например, на строительство причала длиной 175 метров отводился целый год. Однако ни строителей, ни заказчика такая медлительность не устраивала. Ведь намечалось, что уже осенью 1958 года Ильичевск примет первые суда с сыпучими грузами.

Так, например, для ускорения дела группа инженеров треста «Черноморгидрострой» разработала оригинальный метод, позволивший подавать строительные материалы на причалы беспрерывно, не дожидаясь, пока затвердеет только что уложенный бетон. Вкратце суть нового метода состоит в следующем. Между берегом и строящимся причалом оставлялась узкая полоса воды. В эту щель вводились плавучие краны, которые переносили стройматериалы через еще не затвердевший бетон, уложенный в тело причала. Благодаря этому новшеству работы на стройке не прекращались ни на минуту. В результате первый причал был готов за четыре месяца, вместо двенадцати по старым нормам.

Когда началось строительство Ильичевского порта, Ивану Ананьевичу Палию было немногим более тридцати лет. Но он уже успел пройти большой жизненный путь. 18-летним юношей Иван Палий пошел на фронт, воевал под Сталинградом, отбивая атаки фашистов у стен завода «Красный Октябрь». После окончания войны пришлось ему работать на строительстве гидростанций и портов на Днепре, Волге, Дону. Но по-настоящему его талант расцвел в Ильичевске. За трудовые успехи в строительстве первой очереди порта И. А. Палий награжден орденом Ленина. Затем еще более пятнадцати лет посвятил он родному порту, стал здесь Героем Социалистического Труда. Десятки его товарищей также удостоены высоких правительственных наград.

Однако вернемся к Ильичевскому порту. Его сооружение было объявлено ударной стройкой.
Возводить новый порт помогала вся страна. Материалы и оборудование поступали сюда из Москвы, Ленинграда, Киева, Николаева, Херсона и многих других городов, а также из стран социализма: Болгарии, Венгрии, ГДР, Польши, Югославии.