Ильичевск - как начинался порт
29.04.2010 21:51

Насыпка защитной дамбыИльичевск... Имя этого города появилось на картах совсем недавно. 30 декабря 1956 года было принято решение о строительстве первой очереди морского торгового порта на Сухом лимане.

И вот за короткий срок в созвездии портов Черноморья Ильичевск стал звездой первой величины. Хотя его продолжают называть городом-спутником Одессы, он приобретает все больший размах и самостоятельность, расширяя свои связи с десятками портов многих зарубежных стран.

...А начинался Ильичевск как один из районов Одесского порта...
Многие десятилетия Одесса была главной гаванью Черного моря, через которую проходили основные внешнеторговые операции, как в дореволюционной России, так и после Великой Октябрьской социалистической революции. И порт успешно выполнял эту ответственную и почетную миссию, неся огромную нагрузку.

Но со временем ему все труднее стало справляться с такой громадной работой. Совершенствовалась его механизация, убыстрялись погрузочно-разгрузочные операции, но тем не менее все большее количество судов толпилось на внутреннем и внешнем рейде Одесского порта в ожидании своей очереди на свободный причал.

Поистине громадный шаг вперед сделал флот страны в послевоенное время. Освоили производство современных судов Балтийский, Николаевский, Херсонский судостроительные заводы, увеличил их поставку по заказам Советского Союза ряд зарубежных фирм.

Постоянно расширяются экономические связи, развивается торговля, все больше судов под иностранными флагами появляется в портах.

Уже в начале пятидесятых годов стало ясно, что ветерану — Одесскому порту — одному не справиться со все возрастающим потоком грузов.

Выход был один: строить новый порт, который бы подставил свое плечо и помог ветерану.
Много вариантов перебрали проектировщики, подыскивая место для будущего порта, и остановились на Сухом лимане. В пользу этого предложения был целый ряд доводов: близость к Одессе а, следовательно, обеспеченность квалифицированной рабочей силой, выгодное географическое положение, закрытая бухта, не требующая больших расходов на строительство защитных сооружений. Да и размеры бухты позволяли построить здесь порт, судоремонтную базу, разместить другие вспомогательные службы, принимать суда повышенной тоннажности с учетом тенденции развития флота.

Сухой лиман представляет собой глубоко врезающуюся в сушу удобную естественную бухту.
Длина его до 14 километров, ширина от пятисот до тысячи двухсот метров. Климатические условия, что было учтено при работе над проектом порта, здесь более благоприятные, чем в Одессе: мыс Большой Фонтан, выдающийся в море на полпути между Одессой и Сухим лиманом, защищает лиман от холодных северовосточных ветров и течений, а с юго-запада сюда подходят теплые дунайские воды.

Время показало, что расчеты проектировщиков были точными. Открытое море на подступах к гавани практически никогда не покрывается льдом, а сам лиман замерзает разве только в самые суровые морозы. А ведь в Одесском заливе в иные зимы ледовая обстановка бывает довольно сложной и для обеспечения проводки судов требуется прибегать к помощи мощных ледоколов.

До начала строительства Сухой лиман от моря отделяла узкая и невысокая песчаная коса. Геологи считают, что в прошлом этой перемычки не было, и море свободно соединялось с лиманом. В декабре 1957 года земснаряд «Вайгач» прорезал песчаную косу и штормовые волны моря смешались с тихой соленой водой лимана.