Смежники






Рождается новый порт
29.04.2010 22:23

В проектах строительства Григорьевского порта на каждом шагу встречаются смелые и оригинальные решения. Вмешательство человека в столь крупных масштабах в структуру грунтов, берега, дна лимана, как правило, приводит к резким изменениям естественных условий. Берега лимана, особенно на стыке с морем, и в своем первозданном состоянии неустойчивы, чреваты оползнями. Безусловно, нарушение подводных склонов в связи с сооружением подходного канала неизбежно ускорит и расширит этот процесс.

Как защитить берега и сохранить их естественный облик?
Этот вопрос волнует строителей, портовиков, всех жителей Одессы.

В институте «Черноморниипроект» разработан, а строителями успешно осуществлен прогрессивный метод защиты берегов. Он состоит в том, что вынутый со дна грунт не вывозится, а укладывается по специальной технологии у берегов, которые надо укрепить. За полтора года таким образом было перемещено около полутора миллионов кубометров грунта.

Новый метод обходится очень дешево, но выгода от него двойная: берегам больше не угрожают оползни, а вдоль них появляются обширные и удобные искусственные пляжи. Авторы проекта гарантируют стабильность укрепленного таким образом берега по меньшей мере на 150—200 лет.

Оригинально здесь решаются и проблемы охраны окружающей среды. Не секрет, что соседство с большим городом крупного химического предприятия вызывает тревогу у горожан за сохранность флоры и фауны.

Однако, как заверяют ученые, проектировщики и строители, никакой опасности для окружающей среды нет. Все химические грузы на пути в порт, на заводе и при перевалке их в порту будут транспортироваться по закрытым транспортным системам. При современном уровне развития техники не сложно избежать их утечки, россыпи или распыления.

Но все-таки на огромной территории, наверное, не удастся полностью устранить какие-либо утери транспортируемых грузов, отсюда они могут попасть в море. Но этого не случится. Ливневые воды с территории порта и завода будут поступать на биологическую очистку.

Затем, что предусмотрено проектом Одесского института «Укрюжгипроводхоз», эти воды, очищенные и обогащенные химическими удобрениями, пойдут на орошение засушливых земель Коминтерновского района, прилегающих к лиману. Первой очередью этой необычной системы намечено оросить площадь 608 гектаров, а всего живительная влага поступит на поля площадью 1218 гектаров. Так портовики помогут колхозникам выращивать высокие и устойчивые урожаи сельскохозяйственных культур.

Уже в ближайшее время Григорьевка станет крупнейшим звеном единого Одесского транспортного узла. Как известно, порт не может существовать изолированно от суши. Значительная часть грузов завозится сюда и отправляется отсюда железной дорогой. Стальная магистраль нужна и стройке, потребляющей большое количество материалов, доставлять которые автомобильным транспортом нерентабельно.

Одновременно с началом строительства порта транспортные строители стали прокладывать подъездной железнодорожный путь к берегу лимана. В начале 1977 года подъездной путь вступил в строй, на нем началось рабочее движение и основная масса грузов для стройки пошла по железной дороге.

Помните, мы рассказывали о том, как в самом начале строительства пришлось проводить земкараван под автодорожным мостом? Сейчас того моста уже нет, на его месте — временный входной канал.

Перечислять сделанное можно еще долго. Например, для обеспечения стройки энергией сооружены линии электропередач, мощные подстанции. Пока это хозяйство строителей, но вскоре оно перейдет в распоряжение портовиков и производственников-химиков.

Широкая трасса, ведущая из Одессы, вливается в просторную предзаводскую площадь. Отсюда во все стороны разбежались корпуса завода. Растут этажи инженерного корпуса. Это будет самое высокое здание в районе — 18 этажей. В нем разместятся административные службы, конференц-зал, магазины, столовая, поликлиника, АТС, склады.

Параллельно со строительством порта идет сооружение жилья и объектов культурного и коммунально-бытового назначения. Неподалеку от Григорьевки, в селе Новые Биляры, возник новый городок из трех-пятиэтажных домов. Здесь живут строители.

А город для моряков, портовиков и химиков решено построить над морем вблизи рыбацкого села Сычавки. Работы уже ведутся: закладываются жилые дома, клуб на 1200 мест, школа на 1100 детей, детский сад, поликлиника и больница, магазины, подводятся коммуникации.

...Итак, рождается новый порт.