Смежники






Григорьевка - в ходе строительства
29.04.2010 22:21

И вот ровно через 32 года после Григорьевской операции на крутых берегах снова высадился десант, на этот раз — мирный. Это было в августе 1973 года. Первыми к перемычке, разделяющей лиман от моря, подошли гидростроители. Подошли, чтобы прорваться в лиман и начать работы по углублению дна.

Путь гидростроителям преградил автодорожный мост на трассе, соединяющей Одессу и Николаев.
Строители нашли выход из создавшегося положения. Они срезали на судне стрелу подъемного крана, мачты, даже багермейстерскую рубку с пультом управления. А затем затопили все отсеки, осадили судно до максимально возможного уровня. Этого оказалось достаточно, чтобы провести судно в лиман.

За несколько дней земкараван «Фрунзе» был восстановлен и 18 августа 1973 года начал работу.

Этот день и считается датой рождения порта. Символично, что первый кубометр грунта со дна Григорьевского лимана поднял именно «Фрунзе». Ведь земкараван назван так в честь эсминца «Фрунзе», погибшего в неравном бою с фашистами во время высадки григорьевского десанта в 1941 году.

За полтора года земснаряды вынули со дна лимана тысячи кубометров грунта, углубляя дно, создав фронт работ для копровщиков. 11 февраля 1975 года прославленный строитель Ильичевска Герой Социалистического Труда Иван Ананьевич Палий забил первую сваю под будущий причал.

Сооружение первой очереди громадного комплекса ведется на западном (правом) берегу лимана. Здесь возводятся припортовый химический завод и глубоководные причалы. Основное назначение комплекса — перевалка химических грузов, поступающих в нашу страну и отправляемых на экспорт, а также производство жидкого аммиака.

Транспортное предприятие такого типа и масштаба сооружается в нашей стране впервые. Достаточно сказать, что мощность складов химических продуктов и годовой объем перевалки этих грузов не имеет себе равных. На берегу уже высятся четыре огромных резервуара. У каждого из них смонтированы мощные охлаждающие установки. От резервуаров к причалу по высокой эстакаде проложены трубы. По ним и пойдет химическая продукция на суда.

В цехах припортового завода и на его причалах устанавливается самое современное уникальное оборудование. Аммиак, например, удобнее перевозить не в газообразном, а в жидком состоянии. Для этого газ нужно охладить до температуры минус 34 градуса. Это превращение происходит на специальных холодильно-компрессорных установках. Те же машины будут поддерживать заданную температуру в огромных изотермических резервуарах, заполненных жидким аммиаком.

Суперфосфорная кислота, напротив, отличается высокой вязкостью и ее, прежде чем погрузить или выгрузить, необходимо разогреть. И для этой цели строятся специальные установки.

Причалы припортового завода оборудуются высокопроизводительными насосами для перекачки химических грузов.

Завод будет иметь четыре глубоководных причала: два для переработки жидких химических продуктов и два для перевалки карбамида — в мешках и россыпью.

Как уже говорилось, на припортовом заводе будет производиться аммиак. Но его не хватит для полной загрузки порта. Основная масса этого химического продукта поступит сюда по специальному аммиакопроводу из Тольятти в жидком состоянии под давлением сто атмосфер.

Строительство аммиакопровода входит в единый комплекс с Григорьевским портом и оно будет завершено в 1978 году. Магистраль пролегает через Одесскую, Николаевскую, Херсонскую, Днепропетровскую, Харьковскую области, пройдет через ряд областей Российской Федерации и соединится с Тольятти. На этом уникальном трубопроводе предусмотрено ряд ответвлений, по которым аммиак поступит на станции раздачи и будет использован в качестве удобрений для колхозных полей России и Украины.

Если определенную часть аммиака будет производить собственно припортовый завод, то карбамид поступит сюда из других предприятий страны. А здесь, на берегу лимана, будет действовать мощный перегрузочно-перерабатывающий комплекс. Он уже виден, его корпуса, склады и галереи протянулись на полтора километра вдоль берега.

Со станции разгрузки железнодорожных вагонов карбамид по закрытой галерее поступит в склады. Здесь он будет гранулироваться и упаковываться. Будет сооружена фабрика по производству полиэтиленовых мешков.

Все многочисленные грузовые операции на химических причалах будут механизированы и автоматизированы, ручной труд исключается полностью.

Строители нового порта уже многое успели сделать. К лету второго года десятой пятилетки довольно четко обозначились контуры причальных линий и всей территории припортового химического завода.

В начале 1977 года на том месте, где в феврале 1975-го И. А. Палий забил первую сваю, уже вырос причал. Самый первый по счету, хотя его порядковый номер третий.

Уже поднялись ввысь громадные резервуары для хранения жидкого аммиака. Завершается строительство перегрузочно-перерабатывающего комплекса карбамида.

Туристам и гостям нового порта не всегда видны плоды труда гидростроителей, рабочее место которых не только на воде, но и под водой. А они уже выполнили большой объем работ по устройству подходного канала с моря к лиману длиной почти три километра и шириной 180 метров. Это грандиозная стройка под водой, в ходе которой вынуто сотни тысяч кубометров скального грунта, забито тысячи свай, уложено много бетонных массивов, сдерживающих напор подводного грунта, морских течений и штормовых волн.

Зато другие объекты, возведенные коллективом плавстройотряда №6 треста «Черноморгидрострой», у всех на виду. Это уже упомянутый нами третий причал и очертания двух других, благоустроенные и защищенные от оползней береговые склоны и многое другое.