Смежники






Новый порт в Григорьевском лимане
29.04.2010 22:16

«Продолжить строительство нового порта в Григорьевском лимане на Черном море»
(«Основные направления развития народного хозяйства СССР на 1976—1980 годы»).

Весь берег Северного Причерноморья в междуречье от Дуная до Южного Буга изрезан большими и малыми лиманами. Как правило, все они мелководны, вода в них имеет повышенную концентрацию соли.

На берегах лиманов издавна селились люди, занимались они земледелием и рыболовством. Неуютными и неприветливыми были эти земли. Под палящим южным солнцем росла скудная растительность, землепашцы собирали низкие урожаи.

Рыболовство не имело практического значения, так как лиманы, в основном, бедны рыбой. Поэтому до последнего времени не без основания считалось, что соленые лиманы не приносят большой пользы народному хозяйству.

Уже в послевоенное время, когда возникла острая проблема поиска подходящих мест для строительства новых портов на Черном море, первыми по-новому взглянули на лиманы гидростроители.
Так в 50-х годах в центре событий оказался Сухой лиман, а затем пришла очередь и Григорьевского.

В тридцати километрах к востоку от Одессы, на западном берегу Григорьевского лимана, который на картах обозначен как Аджалыкский, рождается новый морской порт.

Свое имя порт получил от села Григорьевки, рядом с которым развернулась стройка. Наше знакомство с ней мы начнем с краткого рассказа об истории села.

Возникла Григорьевка сравнительно недавно, скоро исполнится сто лет. Первыми жителями села были рыбаки. Постепенно количество его населения росло и скупые воды лимана не могли прокормить всех живущих на берегу. Уже в начале двадцатого века большинство жителей Григорьевки начало заниматься земледелием, разводило домашний скот.

Теперь в нескольких словах о самом лимане. Как говорят геологи, это реликт древней реки, которая тысячелетия тому назад впадала в море и устлала дно нынешнего лимана мощным слоем отложений.

Прежде чем остановить свой выбор на Григорьевке, ученые, проектировщики и моряки рассмотрели много вариантов размещения нового порта. В пользу Григорьевского лимана было многое. В первую очередь устраивали параметры водоема.

Учитывалось и то, что в этом районе достаточные глубины моря, а это значительно облегчает работы по устройству подходного канала. Со стороны моря лиман прикрыт мелководной Одесской банкой, которая не причиняет особых неудобств судоходству, но защищает порт и подходы к нему от штормовых волн.

Идею строительства порта именно в этих местах горячо поддержали экономисты. Для них решающее значение имела близость Одессы с ее мощной производственно-строительной базой, наличием квалифицированной рабочей силы, близость железнодорожных путей и шоссейных дорог, а также других инженерных коммуникаций, в частности, днестровского водопровода.

Стройку в Григорьевке объявили ударной.